Запомним ее такой – решительной и неутомимой
Запомним ее такой – решительной и неутомимой

Смена парадигмы

АВТОВАЗ планировал снять с производства классическую «Ниву» еще в середине нулевых, но стабильный спрос отсрочил решение. Ее должна была вытеснить с рынка Chevrolet Niva, однако модели ужились бок о бок. В 2014 году GM-АВТОВАЗ представил Chevrolet Niva второго поколения, красивую, внедорожную и вроде бы близкую к конвейеру, и опять не сложилось: GM потерял интерес к России, Renault–Nissan не нужен был лишний конкурент, проект заглох. Поэтому вопрос не потерял остроты: какой все-таки будет «Нива-3»?

Niva-3, которой мы лишились: концепт GM-АвтоВАЗа имел убедительный дизайн и оставался настоящим внедорожником с понижающей передачей и постоянным полным приводом. Проект забуксовал из-за корпоративных игр
Niva-3, которой мы лишились: концепт GM-АвтоВАЗа имел убедительный дизайн и оставался настоящим внедорожником с понижающей передачей и постоянным полным приводом. Проект забуксовал из-за корпоративных игр

Слухи о переводе «Нивы» на платформу Renault Duster ходили давно и не беспочвенно: принадлежащий альянсу Renault – Nissan – Mitsubishi АВТОВАЗ постепенно теряет техническую самоидентичность, поэтому на передний план выходит унификация производства и наращивание его объемов.

По данным издания «Авторевю», принципиальное решение принято: в основе «Нива-3» будет платформа Renault Duster с поперечным расположением мотора. Что останется от нынешней Lada 4x4? Если говорить без обиняков, ничего.

Chevrolet Niva использует агрегатную базу классической «Нивы», поэтому отличается неплохой проходимостью. Niva оказалась востребованной моделью, но слабый двигатель и неважное качество сборки пошатнули позиции модели после появления доступных кроссоверов, вроде Renault Duster
Chevrolet Niva использует агрегатную базу классической «Нивы», поэтому отличается неплохой проходимостью. Niva оказалась востребованной моделью, но слабый двигатель и неважное качество сборки пошатнули позиции модели после появления доступных кроссоверов, вроде Renault Duster

Станет ли «Нива» еще одним «Дастером»

Нет, по имеющейся информации, ей не грозит судьба Nissan Terrano, который является полной копией Renault Duster, кроме легких дизайнерских штрихов и другой линейки комплектаций. Инженеры АВТОВАЗА получат в распоряжение платформу от второго поколения Renault Duster (он готовится к европейскому дебюту) и будут вольны перекроить ее под собственные требования. Одним из приоритетов станет улучшение внедорожных возможностей кроссовера, поскольку бренд «Нива» предполагает техническую смелость.

Но также понятно, что возможности любой платформы не безграничны, а к ним нужно добавить все те же требования унификации. Базовая «Нива-3» станет все же кроссовером, пусть и с «расширенными полномочиями» в виде неплохой геометрической проходимости. Но «железо» будет паркетным: трансмиссия лишится понижающей передачи и центрального дифференциала с блокировкой, вместо которого – пресловутая муфта. В общем «Нива-3» – не совсем внедорожник, а, скорее, «переДастер».

Renault Duster II доберется до России года через полтора. Новая «Нива-3» заимствует его платформу, но в творчески осмысленном виде
Renault Duster II доберется до России года через полтора. Новая «Нива-3» заимствует его платформу, но в творчески осмысленном виде

Если наработки АВТОВАЗа в самом деле усугубят таланты «Дастера», не исключено, что полученная таким образом платформа ляжет в основу третьего поколения кроссовера.

Под капотом «Нивы-3» на первых порах пропишется экс-ниссановский агрегат H4M, локализованный на АвтоВАЗе, коробки передач также даст альянс: реношная механика или ниссановский вариатор на выбор.

Козырь в рукаве

Попутно на АВТОВАЗе изучают вариант внедорожного апгрейда «Нивы-3»: в этом случае некоторые модификации получат честный полный привод и понижающую передачу. Последнюю могут сделать в виде классического демультипликатора или за счет добавления сверхкороткой «нулевой» передачи в коробку.

К сожалению, будущее такого варианта пока не определено: его придирчиво оценивают маркетологи, а на их стороне неумолимая статистика – мировой рынок охладел к паркетникам с честным 4WD. Из соразмерных с «Нивой-3» кроссоверов последним от него отказался Suzuki Grand Vitara. Да и в его случае верность классической схеме объяснялась не столько даже ее плюсами, сколько консервативностью гордой японской марки. Новая Vitara – это паркетник без намеков на что-либо большее.

Lada 4x4 и Suzuki Jimny – два компактных внедорожника, которые доживают свой век
Lada 4x4 и Suzuki Jimny – два компактных внедорожника, которые доживают свой век

Падает спрос и на полноценные внедорожники, но в их случае, по крайней мере, вложения в сложную трансмиссию оправданы «по умолчанию». Что до кроссоверов, привод с тремя дифференциалами манит нас по старой памяти, но требует вложений в разработку, утяжеляет конструкцию и повышает расход топлива. Вопрос решается сугубо прагматично: окупятся ли вложения, если учесть, что внедорожная версия «Нивы» будет дороже обычной? Высок ли спрос на серьезное «железо» у реальных покупателей, а не тех, кто осуждает всеобщее размягчение в интернете? Ведь большинству горожан вполне достаточно паркетников, что подтверждается и рыночной статистикой.

С другой стороны, кроссоверов нынче – пруд пруди, и наличие серьезной трансмиссии сделало бы «Ниву» уникальной не только для России, но и для глобального рынка. Так, может, просчитать все и рискнуть?

Но ясно одно: дни ВАЗ-2121, каким мы его знали, сочтены. Он останется в истории мирового автопрома как автомобиль, опередивший время лет на двадцать. А еще единственной моделью из России, которая пользовалась спросом на Западе не только из-за низкой цены.

Какой вам видится новая «Нива»?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Оставьте старую
  • Глубокой модернизацией Lada 4x4
  • Развитием идей Chevy Niva
  • Новой моделью с честным 4WD
  • Кроссовером
  • Похороните старушку
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования