Россияне вернулись в автосалоны, но былого ажиотажа уже нет
Россияне вернулись в автосалоны, но былого ажиотажа уже нет

Низшая точка позади

Прошлый год оказался неровным: начался он скромно, и в первом квартале продажи колебались на уровне 2016 года, но к лету динамика улучшилась, и в отдельные месяцы прирост продаж достигал 20% — такого «плюса» не было уже много лет.

Летом разогнать рынок помогли целевые госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», спрос на которые оказался так высок, что они кончились на два с половиной месяца раньше срока, в середине октября.

Вялое начало года компенсировалось бодрыми летними продажами
Вялое начало года компенсировалось бодрыми летними продажами

Итоги года отражают общую картину: да, есть улучшение относительно совсем уж тяжелого 2016 года, но о восстановлении говорить рано.

— Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан, — считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи выросли на 11,9%.

Нет и полной уверенности, что тенденция имеет устойчивый характер. Так, в 2017 году продажи подстегивал отложенный спрос — автомобили покупали те, кто не смог или не захотел делать это в разгар валютных «флуктуаций». Рынок подпитывали программы господдержки, которые, как показывают опыт, со временем теряют эффективность. Наконец, определяющим фактором являются цены на автомобили, а в нынешнем году они могут повыситься, что опять затормозит продажи.

Марки: лидеры и аутсайдеры

Большая часть лидеров показала продажи выше среднего уровня по рынку, а первое место по традиции досталось АВТОВАЗу, продажи которого выросли на 17%, а доля рынка превысила плановые 20%.

Две родственные марки — Hyundai и KIA — заняли второе и четвертое место соответственно, но в сумме даже опередили АВТОВАЗ. На третьем месте расположилась марка Renault.

Стабильны продажи у Toyota: нет прироста и нет падения, в итоге — пятое место по результатам года. Также в десятку вошли Volkswagen, Nissan, ГАЗ, SKODA, Ford.

Стоит отметить успехи марки Ravon (бывшая Daewoo), которая, несмотря на ряд скандалов в прошлом году, сумела наладить систему продаж и реализовать более 15 тысяч автомобилей.

УАЗ выводит конкурента "Газели" - легкий грузовичок "Профи"
УАЗ выводит конкурента "Газели" - легкий грузовичок "Профи"

Из значимых для рынка марок существенный спад продаж у российского УАЗ (-15%), который пытается остановить тренд выпуском новых моделей, в частности, УАЗ Профи.

Незначителен объем продаж у Subaru и Suzuki, которые зависят от импортируемых моделей, а Peugeot и Citroen за счет наличия локализованных моделей сумели выступить лучше среднего (+37% и +15%), но так и остались «миноритариями» рынка.

Интересно, что премиум-сегмент прошлый год закончил без ощутимого прироста: лидер рейтинга Mercedes-Benz показал нулевую динамику продаж, а ряд марок, например, Lexus, Audi и Land Rover ушли в минус. Отчасти это связано с лучшими результатами в предыдущие годы: премиум-сегмент меньше сократился в разгар валютного кризиса, чем масс-бренды.

Как и в предыдущие годы, рынок контролирует альянс Renault — Nissan — АВТОВАЗ, который обеспечивает более трети всех продаж.

Корейцы ставят на Rio, АВТОВАЗ — на Vesta

Самой продаваемой моделью остался KIA Rio, которому не помешала даже смена поколений летом этого года. Продажи модели едва не дотянули до психологической планки в 100 тысяч единиц, что означает примерно докризисный уровень: так, в 2012 году Hyundai Solaris разошелся тиражом 111 тысяч, а Rio — 85 тысяч машин.

Смена поколений и рост цен не обрушили продаж Rio
Смена поколений и рост цен не обрушили продаж Rio

Rio обогнал более дешевую Lada Granta, которая в любом случае показала прирост продаж, — спрос на одну из самых дешевых моделей стабилен. Но куда интереснее успехи Lada Vesta, которая заняла уверенное третье место, уступив гораздо более доступной «Гранте» не так и много — ставка на новинку полностью оправдалась. И модели есть куда расти: например, в 2017 году почти не чувствовалось влияния универсала Lada Vesta SW, который за два месяца продаж разошелся тиражом 5,5 тысячи единиц. Спрос на автомобиль высок, и во многом АВТОВАЗ сдерживают ограничения завода в Ижевске — ситуация должна улучшиться после переноса производства лифтбэка Granta в Тольятти.

Lada Vesta доказала, что концепция работает, а универсал разовьет успех
Lada Vesta доказала, что концепция работает, а универсал разовьет успех

На четвертом месте в рейтинге продаж Hyundai Solaris, который после смены поколений потерял часть клиентуры из-за роста цены. Зато Hyundai Creta доказала, что ее успех был не случаен: с самого дебюта она остается самым популярным кроссовером России. За первый полный год продаж Creta разошлась тиражом 55 тысяч единиц, опередив популярный VW Polo и главного конкурента — Renault Duster.

Самый популярный кроссовер - Hyundai Creta
Самый популярный кроссовер - Hyundai Creta

Сильные результаты АВТОВАЗа объясняются не только успехами Vesta, но востребованностью Largus и растущим спросом на X-Ray, который поначалу был в тени «Весты», но потихоньку находит своего клиента.

Из небюджетных моделей самой популярной оказалась Toyota RAV4, а замыкает десятку Chevrolet Niva.