Прошлогодние автомобили еще можно купить по старым прайсам
Прошлогодние автомобили еще можно купить по старым прайсам

За редким исключением

Из 18 моделей, стоимость которых мы отслеживаем вот уже три года, лишь четыре предлагаются по ценам старого года: Toyota сохранила стоимость RAV4 и Camry, Ford не менял цены на Focus, равно как и Nissan в отношение Qashqai.

Универсал Lada Vesta SW во время осеннего дебюта стоил от 640 тысяч рублей, теперь от 655 тысяч
Универсал Lada Vesta SW во время осеннего дебюта стоил от 640 тысяч рублей, теперь от 655 тысяч

Подорожание остальных не назовешь радикальным: прибавка в цене укладывается в 10-20 тысяч рублей. Рост стоимости коснулся практически всех лидеров рынка, например, одна из самых доступных моделей Lada Granta стоит теперь от 399 тысяч рублей — три года назад за такой автомобиль просили 312 тысяч, а в 2010, напомним, первую Granta предлагали за 227 тысяч.

АВТОВАЗ поднял стоимость практически всех моделей, включая и Lada Vesta, а также универсал Vesta SW. Не остались в стороне и конкуренты: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan и другие экс-бюджетники прибавили десять и более тысяч.

В каком-то смысле такое единодушие — неплохой знак: рынок стабилизировался и прежней агонии больше нет. Январское повышение цен на автомобили традиционно, и списывают его на рутинные факторы, вроде ползучей инфляции и оживающего рынка.

Renault Duster прибавил к цене 15 тысяч
Renault Duster прибавил к цене 15 тысяч

Курс доллара колебался в прошлом году в диапазоне 55-60 рублей, а вот евро в течение года преимущественно росло, достигнув планки 70 рублей. В целом, валюты перестали оказывать решающее значение, как два-три года назад. Тогда, в период турбулентности, автопроизводители не повышали цены пропорционально скачкам валютных курсов, поэтому и сейчас нет снижения цен при удешевлении валют.

Но главные риски в другом: 2018 год может стать годом, когда стоимость автомобилей вырастет больше из-за внутренних факторов, чем внешних.

Недешевая утилизация

Правительство продвигает идею резкого повышения утилизационного сбора — «оброка», который изначально был призван компенсировать снижение пошлин на импортируемые автомобили после вступления России в ВТО. Позже, под давлением Евросоюза, он распространился на все модели, включая российские.

Рост утилизационного сбора будет неравномерным, например, для автомобилей с двигателями объемом до 1 литра повышение, по данным «Коммерсанта», составит 16%. Но таких моделей в России — единицы, а основной спрос приходится на машины с моторами 1-2 литра, и здесь повышение акциза запланировано на 90%!

Основная цель утилизационного сбора — добить импортируемые модели, вроде Suzuki SX4
Основная цель утилизационного сбора — добить импортируемые модели, вроде Suzuki SX4

В 2012 году утилизационный сбор для таких автомобилей составлял 26,8 тысяч рублей, в 2016 году его повысили до 44,2 тысяч, теперь же он достигнет 84 тысяч. То есть чистая прибавка в цене только за счет утилизационного сбора может составить 40 тысяч.

В полтора раза возрастет утилизационный сбор для автомобилей с двигателями 2-3 литра, что означает близкую прибавку в цене в 42 тысячи рублей.

Увеличатся ли цены в пропорции? Не факт, потому что правительство компенсирует местным производителям утилизационный сбор за счет промышленных субсидий. Другими словами, утилизационная канитель в большей степени направлена на борьбу с импортом, но тогда возникает вопрос, для чего в принципе нужно увеличение сбора для категории машин 1-2 литра, если импорт подобной техники и так практически нулевой? В топ-25 наиболее популярных моделей нет ни одной, которую ввозят из-за границы.

Поэтому есть вероятность, что все-таки мера направлена на пополнение бюджета, а значит, вызовет рост цен.

Акцизы метят в премиум

Для мощных автомобилей поводом к подорожанию станет резкий рост акцизов. В прошлом году ставка для машин мощнее 150 л.с. была одинакова и составляла 420 рублей за лошадиную силу. В 2018 году сетка тарифов должна стать гуще, а тарифы вырастут в 1,5-3 раза.

Так, для автомобиля мощностью 220 л.с. в прошлом году акциз составлял 92,4 тысячи рублей, в этом он может подняться до 157 тысяч и будет расти каждый последующий год.

Рост акцизов ударит в первую очередь по премиум-сегменту
Рост акцизов ударит в первую очередь по премиум-сегменту

Для более мощных машин рост акцизов еще круче: за двигатель 300-400 л.с. придется отдать почти в три раза больше нынешнего — по 1218 рубля за л.с. Близкие значения для совсем мощной техники: 400-500 л.с. — 1260 рублей, свыше 500 л.с. — 1302 рубля.

Можно считать повышение акцизов очередной вариацией налога на роскошь, который не коснется массового сегмента, в отличие от утилизационного сбора.

Насколько поднимутся цены

Эксперты расходятся в оценках того, насколько подорожают автомобили в течение года, называя величины от 2 до 15%. Но очевидно, что нижняя планка уже практически пройдена: например, Lada Vesta только за первые дни года прибавила 2,5% к цене.

Президент АВТОВАЗа Николя Мор считает, что подорожание не дотянет до 10%, отмечая при этом влияние курсов валют, акцизов и утилизационных сборов.

Многие эксперты подчеркивают, что при неизменных условиях рост цен не превысит 2-3%, но повышение разнообразных сборов и налогов может поднять планку до 5-7%.

— Я бы не ждал резкого повышения цен, — высказал мнение глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — По крайней мере, если не учитывать влияние акцизов и нерешенного вопроса повышения утилизационного сбора.

Он также отметил, что некоторую суматоху на рынке может вызвать июльский переход на электронные ПТС.

Купить со скидкой

Предпосылок к снижению цен нет, поэтому если планируете покупать автомобиль в ближайшее время, стоит рассмотреть машины 2017 года выпуска: их предлагают в основном по старым ценам, часто — со скидками. Автомобили 2018 года выпуска начнут появляться в автосалонах в феврале-марте.

С 1 января возобновили действие госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», правда, в слегка купированном варианте. Скидка в 10% предоставляется кредитным покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. Участниками могут стать люди, имеющие двух несовершеннолетних детей или приобретающие автомобиль впервые. Но если в прошлом году предлагали еще и субсидированную ставку кредитования, то теперь — только прямую скидку, что все равно неплохо.

Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)

Модель

Версия

Цена (без учета спецпредложений)

2015

2016

2017

2018

Январь

Январь

Январь

Август

Ноябрь

Январь

Средний курс доллара, руб.

69

75

61

60

59

57

Lada Granta

1,6 (82 л.с.), 5 МТ,
стандарт, седан

311 600

348 900

389 900

389 900

389 900

399 900

Datsun on-Do

1,6 (82 л.с.), 5 МТ,
Access

339 000

406 000

436 000

436 000

444000

451 000

Lada Kalina

1,6 (87 л.с.), 5 МТ,
стандарт, хетчбэк

361 300

421 100

439 900

440 600

440 600

450 600

Lada Vesta

1,6 (106 л.с.), 5 МТ,
Comfort

Не продавалась

570 000

598 900

598 900

607 900

622 900

Renault Logan

1,6 (102 л.с./113 л.с.), 5 МТ,
Confort + кондиционер + аудиосистема

548 500

605 970

630 970

630 980

630 980

643 990

Volkswagen Polo

1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Trendline

519 000

623 900

679 900

679 900

694 900

709 900

SKODA Rapid

1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Active

592 000

642 000

706 000

718000

742000

750 000

Hyundai Solaris

1,6 (123 л.с.), 6 МТ,
Comfort

566 400

665 900

754 900

779 990*

794 900*

804 900*

Renault Duster

1,6 (114 л.с.), 5 МТ,
2 WD,
Expression + кондиционер

705 500

799 980

809 980

819 980

819 980

834 980

Hyundai Creta

1,6 (123 л.с.), 6МТ, 2WD, Active

Не продавалась

879 900

889 990

904 900

914 900

SKODA Octavia

1,6 (110 л.с.), 5 МТ,
Active

757 000

836 000

924 000

940 000

964 000

984 000

Citroen C4 Sedan

1,6 (115 л.с.), 5 МТ,
Live

711 000

911 000

922 000

939 000

999 000

999 000

Ford Focus

1,6 (105 л.с.), 5 МТ,
SYNC Edition, седан

823 900

933 000

981 000

981 000

981 000

981 000

Nissan Sentra

1,6 (117 л.с.), 5 МТ,
Welcome

732 000

878 000

976 000

976 000

Не продается

Nissan Qashqai

1,2 (115 л.с.), 6 МТ,
ХЕ

955 000

989 000

1129900

1 173 000

1 173 000

1 173 000

Mazda 6

2,0 (150 л.с.), 6 МТ,
Drive

949 000

1 115 000

1 324 000

1 324 000

1 324 000

1 336 000

Toyota RAV4

2,0 (146 л.с.), 6 МТ,
классик/стандарт

998 000

1 174 000

1 493 000

1 415 000

1 493 000

1493000

Toyota Camry

2,0 (150 л.с.), 6 АТ,
стандарт

998 000

1 284 000

1 407 000

1 329 000

1 407 000

1 407 000

* — рестайлинг/новая модель/новый двигатель

Планируете ли вы покупать автомобиль в этом году?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да, новый
  • Да, подержанный
  • Хочу, нет денег
  • Еще не решил
  • Нет
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования