Женщина за рулем: 7 вещей, которые унаследовал современный автомобиль у самого первого

Расход топлива первого автомобиля составлял примерно 10 л/100 км, и впору предаться отчаянию, потому что у современных машин он примерно такой же. Спасает лишь тот факт, что литровый мотор первого «Бенца» (еще не Mercedes) развивал мощность пяти ламп накаливания — 0,55 кВт (0,75 л.с.). Максимальная скорость в 16 км/час была ограничена не столько самим мотором, сколько скоростью испарения лигроинового топлива, которое содержалось в 4,5-литровом баке. На полной заправке первый автомобиль проезжал около 50 км, что было неплохим результатом на фоне главных конкурентов — конных повозок. Что еще важнее, он значительно превосходил их в тормозной динамике, а это открывало перспективы разгонов до больших скоростей.

Единственный цилиндр располагался горизонтально над задней осью
Единственный цилиндр располагался горизонтально над задней осью

Конструкция двигателя оказалась передовой. Пусть он был одноцилиндровым, имел объем около литра и располагался горизонтально, зато использовал четырехтактный цикл Отто, как нынешние ДВС, имел жидкостную систему охлаждения, правда, испарительного типа, а еще — коленчатый вал и распредвал, который отвечал лишь за выпускной клапан: на впуске стоял золотниковый механизм.

Работал двигатель на нефтяном топливе: лигроин — это смесь фракций, которая с точки зрения свойств находится между прямогонным бензином и дизтопливом.

В глаза бросается трансмиссия, а не двигатель
В глаза бросается трансмиссия, а не двигатель

При взгляде на автомобиль сзади разглядеть горизонтальный цилиндр непросто: визуально доминировали баки для воды и топлива, шкивы и огромный маховик. У первого автомобиля не было полноценной коробки передач, хотя позже Бенц установил бесступенчатый вариатор. Тем не менее, у экипажа была трансмиссия из шестереночных, ременных и цепных приводов. Ремень выполнял функции сцепления, отжимаясь от шкива роликом холостого хода.

Масса первого двигателя составляла 100 кг, то есть примерно как у современной малолитражки, хотя удельная мощность, понятно, была крайне низкой. Но по меркам времени двигатель считался очень легким.

Никакой защиты не было: скорость в 16 км/час ее и не требовала
Никакой защиты не было: скорость в 16 км/час ее и не требовала

Шасси из стальных труб и деревянных вставок имело лишь три колеса, причем переднее — без подвески. Не было еще и традиционного руля: он появится восемь лет спустя на гоночном Panhard. Вместо руля у Бенца использовался рычаг и механизм с зубчатой рейкой, то есть привод на колесо не был прямым, как у велосипеда. Менять скорость можно было с помощью регулятора под сиденьем, а позже в помощь водителю появилась коробка передач. Сцепление управлялось рычагом слева от водителя.

Задняя ось, на которую приходилась основная масса, имела подвеску на эллиптических рессорах.

Патент на первый автомобиль воспринимался почтенной публикой примерно с тем же скепсисом, что сейчас новости об успехах автопилота или электромобилях. Безлошадные экипажи будоражили воображение фантастов, но публике казались еще слишком экзотическими. Паровая тяга использовалась для привода транспорта уже более века, но перспективы ее применения на малогабаритных экипажах казались сомнительными, а ДВС, изобретенный 10 лет назад, был еще слишком диковинным. Автомобилю нужна была реклама.

Берта Бенц с дочерьми
Берта Бенц с дочерьми

Теперь ударим по мужскому самолюбию: сильный пол, конечно, уверен, что именно он открыл слабому прелести вождения. Как раз наоборот: первую полноценную поездку на значительное расстояние совершила Берта Бенц, супруга изобретателя, и было это уже два года спустя, в 1888 году. Как истинная мать, она прихватила с собой детей.

Это автопутешествие считается переломным моментом в общественном восприятии автомобиля. Берта доказала широкой публике мобильность, практичность и простоту управления автомобилем, преодолев 106 км. Не сказать, чтобы путешествие прошло без осложнений, и помимо покупки топлива в аптеках пришлось кое-что поремонтировать, но, главное, цель была достигнута.

Да, и еще: в путешествие Берта отправилась без ведома хозяина, самого Карла, так что инцидент можно рассматривать как первый угон автомобиля, совершенный группой лиц по предварительному сговору. Впрочем, резкий рост заказов на самобеглые коляски умерили гнев Бенца. С точки зрения моральной и финансовой поддержки предприятию, Берта вообще считается одним из соавтором первого автомобиля.

Гигантский маховик сглаживал колебания крутящего момента
Гигантский маховик сглаживал колебания крутящего момента

С тех пор автомобиль обзавелся множеством новых атрибутов: трехколесная схема почти сразу уступила место четырехколесной, управление тягой и тормозами доверили педалям, появились рули, фары, коробки передач, полузакрытые, а потом и закрытые кузова.

Пусть первый автомобиль корнями уходил в эпоху конных экипажей, в его концепции воплотилось то, за что мы любим автомобили сегодня. Он был практичным, шустрым и приятным в управлении. По крайней мере, в сравнении с альтернативами, которые ржали, лягались и производили немало навоза.